От «А» до «Я»: «Мосметрострой» прирастает трудовыми династиями
Династия Яровых Пожалуй, точного определения трудовой династии не существует. Обычно оно подразумевает членов одной семьи, их близких родственников нескольких поколений — последователей профессии, работающих в одной сфере. В России, особенно в старых промышленных регионах, этому понятию издавна придавали высокий созидательный смысл — трудовыми династиями гордились, на их опыте воспитывались целые поколения.
Известно, что в трудовых династиях особенности и специфика определенных видов работ усваиваются с детства, что позволяет развивать и углублять навыки, оттачивать мастерство из поколения в поколение. Принадлежность к трудовой династии повышает у ее представителей личную профессиональную ответственность. Этот очевидный факт отражен в книгах и фильмах советского периода.
И сегодня трудовые династии — показатель социальной стабильности предприятия, престижа компании, поэтому их представителей в социально ориентированных компаниях популяризируют и ценят.
Яркий пример — многолетние «династические вахты» коллектива «Мосметростроя», отметившего в этом году свое 94-летие, в профессиональном арсенале династий — все 100 рабочих профессий метростроителей. О некоторых из них «Стройгазете» рассказал председатель Совета ветеранов войны и труда «Мосметростроя» Борис Пригода.
Династия Арушановых — одна из самых известных в компании, ее трудовой стаж насчитывает около 170 лет. Основатель — Гурген Асатурович, прошедший путь от слесаря на первой и второй очередях метро до главного механика, — участвовал в сооружении станций «Красные Ворота», «Маяковская», «Краснопресненская», стаж более полувека. Его супруга Зинаида Алексеевна отдала метрострою около десяти лет, занимаясь организационно-педагогической деятельностью. Династию продолжили дети.
Эдуард проработал в прославленной организации более 35 лет: пришел на строительство метро после седьмого класса учеником в бригаду слесарей, впоследствии уже сам руководил комплексной бригадой в «СМУ-1», строил «Кузнецкий Мост», «Шаболовскую», «Беляево », принимал участие в сооружении перегона между станциями «Коньково» и «Тёплый Стан», где установил непревзойденный до сих пор всесоюзный рекорд: за 15 дней было смонтировано 670 метров тоннеля.
Профессию метростроителя освоила и дочь Лидия, выпускница Московского областного педагогического института имени Н. К. Крупской. На должности инженера по подготовке кадров она поддерживала тесную связь с московскими вузами и техникумами, с профессионально-техническими училищами, участвовала в распределении молодых специалистов по коллективам, организовывала производственную практику, разрабатывала программы для техшколы; ее стаж на предприятии — 32 года.
В Коммунально-строительном управлении «Мосметростроя» 40 лет проработала также племянница Гургена Арушанова Жанна Газарова.
Династия Егоровых в «СМУ-8 Метростроя» — одна из самых молодых, но и перспективных — ей пока 36 лет. Юрий Алексеевич пришел в «Мосметрострой» в 2001 году электромонтажником участка №4, имея пятый — высший — разряд, он трудится по специальности и по сей день, ведет на проходке монтаж высоковольтных кабелей и электрических проводов, осуществляет подключение машин и лебедок, эскалаторов и систем вентиляции.
Сын Юрий с 2013 года трудится в механическом цехе, занимаясь ремонтом машин и оборудования, проявил себя вдумчивым специалистом и мастером своего дела.
На счету отца и сына участие в сооружении станций метро «Бутырская», «Савёловская», «Шереметьевская», строительстве перехода на станции «Марьина Роща» Большой кольцевой линии (БКЛ).

Династия Сатышевых
Основателем династии Сатышевых (общий стаж 75 лет) стал Андрей Николаевич, который по окончании в 1977 году Ташкентского политехнического института работал мастером горного производственного участка и старшим инженером по горным выработкам, а с 1982 года трудился в строительно-монтажных управлениях «Ташметростроя», откуда в 1998-м его пригласили на сооружение метро в столицу, где он работал начальником производственно-технического отдела, главным инженером, впоследствии — заместителем генерального директора «СМУ-12 Мосметростроя», главным инженером проекта в «Инжпроекте» Метростроя. Принимал участие в сооружении станций «Алма-Атинская», «Тропарёво», «Румянцево», а также в строительстве Серебряноборского тоннеля.
По его стопам пошли сыновья. Старший Евгений начал карьеру в 2001 году после окончания института мастером, инженером по качеству на Черкизовском заводе метростроя, затем перешел в «Спецметрострой» и в «СМУ12 Мосметростроя», где работал заместителем, а затем начальником участка. В 2017-м его назначили заместителем главного инженера, а спустя четыре года — главным инженером «СМУ-12 Мосметростроя». Участвовал в сооружении Серебряноборского тоннеля, станций метро «Саларьево», «Петровско-Разумовская» Люблинско-Дмитровского диаметра, «Савёловская» (БКЛ).
Младший сын Сергей в 2007 году после университета пришел трудиться диспетчером в «Спецметрострой». Спустя пять лет стал главным диспетчером, а в 2017-м — начальником транспортного цеха «СМУ-12 Мосметростроя», получив заочно еще одно высшее образование. Участвовал в сооружении станций «Тропарёво», «Волоколамская», «Физтех», сейчас трудится на строительстве станций «Гольяново» и «Липовая Роща».

Династия Цеценко
Династия Цеценко на первый взгляд немногочисленна — отец и сын, — тем не менее насчитывает более полувека трудового стажа в «Мосметрострое». Основатель династии Анатолий Георгиевич был направлен в «СМУ-8 Метростроя» по распределению в 1987 году, принимал участие в возведении станций «Цветной Бульвар», «Римская», «Марьина Роща», «Бутырская» Люблинско-Дмитровской линии. До сих пор остается верен раз и навсегда выбранной профессии. Сейчас он маркшейдер (разметчик) участка.
Сын Андрей еще в школе определился с будущей профессией и затем учился по специальности «Маркшейдерское дело и геодезия». Практику проходил в «СМУ-8 Метростроя», куда в 2011-м, будучи студентом 5-го курса, был принят горнорабочим. Защитив диплом, перешел на должность сменного маркшейдера. Участвовал в сооружении станций «Бутырская» и «Лианозово» Люблинско-Дмитровской линии, «Савёловская» и «Марьина Роща» БКЛ. Сегодня — ведущий инженер производственно-технического отдела «СМУ-8 Метростроя».
Основатель династии Яровых (общий трудовой стаж на метрострое 88 лет) Василий Павлович пришел в «Мосметрострой» в 1979 году машинистом экскаватора, затем, досконально освоив профессию и отучившись в техникуме, переквалифицировался в механика. С 2001 года работает начальником участка «Строймехсервиса Метростроя», занимающегося строительными машинами. Среди объектов, в создании которых он участвовал, — станции «Домодедовская», «Румянцево», «Саларьево», сейчас строит «Липовую Рощу» и «Гольяново».
В одном подразделении с ним трудится и сын Сергей, после института начинавший работу мастером. Сейчас он — заместитель начальника участка, специализирующегося на разработке грунтов. За 24 года он участвовал в сооружении станций «Славянский Бульвар», «Физтех», депо «Митино», реконструкции станции «Варшавская».
Пять лет назад перенял эстафету деда и отца внук Павел, который трудится с ними в одном управлении. Начинал проходчиком, потом переучился на бетонщика. Закончив вечерний институт, перешел в отдел материально-технического снабжения на должность специалиста. Сооружал станцию «Сокольники» БКЛ, сейчас работает на строительстве станций «Кленовый Бульвар» Бирюлевской линии, «Липовая Роща» и «Гольяново».
Много лет отдал «Мосметрострою» и старший брат Василия Павловича Николай. В 1998 году он устроился в трудовой коллектив механиком, потом стал начальником участка, который занимался разработкой траншей и котлованов методом «стена в грунте». На его счету станции «Тропарёво», «Румянцево» Сокольнической линии.
«2 октября — напомнил Борис Пригода, — свой профессиональный праздник отметили метростроители — без преувеличения, представители героической профессии, каждодневным трудом создающие сложнейшую подземную инфраструктуру в столице и других городах-миллионниках, сформировавшие уникальный коллектив, выковавшие когорту самоотверженных, но удивительно сплоченных людей».


