
Курс на универсальность: как создаются передовые отечественные решения на рынке спецтехники
ТоМеЗ В условиях курса на укрепление технологического суверенитета России Тосненский механический завод (АО «ТоМеЗ») создает полностью локализованные решения для нужд важнейшей отрасли — дорожного хозяйства. О текущих проектах и стратегических приоритетах предприятия «Стройгазете» рассказал руководитель проекта АО «ТоМеЗ» Антон СЕЛЕДЦОВ.
Антон Сергеевич, какова текущая ситуация на рынке специальной дорожной техники?
Содержание и ремонт дорог — это критически важная сфера, которая финансируется за счет государственных заказов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Рынок спецтехники конкурентный, на нем действуют около десятка предприятий. В целом лидеры отрасли загружены заказами и демонстрируют позитивную динамику.
В 2023 году президент России Владимир Путин поставил задачу укрепления технологического суверенитета и развития локализованных производств в стратегических отраслях. Какую роль в этом процессе играет «ТоМеЗ»?
За последние два года мы провели масштабную модернизацию и максимально локализовали производство в России, используя передовые технологии международного уровня и активно внедряя отечественные разработки.
Станочный парк обновляется за счет российских производителей или надежных китайских и турецких партнеров. По комплектующим рассматриваем в том числе качественные предложения из КНР, но не зависим от них. Ситуация полностью контролируема, и мы уверены в дальнейшем укреплении наших позиций.
В конце прошлого года у вас появился новый инвестор, выкупивший контрольный пакет акций. Как с тех пор изменилось предприятие?
С приходом команды нового собственника завод получил новый импульс к развитию. Мы нарастили темпы производства, расширили штат со 180 до 240 человек. Укомплектовали полноценный инженерный центр — конструкторско-технологическую дирекцию (КТД), на данный момент она объединяет 10 высококвалифицированных специалистов и разрабатывает новые системы управления, гидравлику, навесное оборудование. КТД и уникальные собственные разработки — наше ключевое преимущество. Для усиления этого потенциала мы активно взаимодействуем с вузами и научными центрами, в частности, с Московским автодорожным университетом.
Недавно ваша новая вакуумная машина МВП-50121 отправилась на Дальний Восток. Какие еще виды дорожной и коммунальной техники будут наиболее востребованы в ближайшие годы и в каком направлении будет развиваться этот сегмент?
Машина МВП-50121 способна работать при отрицательных температурах без воды, используя инновационный метод обеспыливания. Это решение оптимально подходит для регионов с сухим морозным климатом в осенне-зимнее время.
Спрос на комбинированные дорожные машины (КДМ) стабильно высок. Наш завод специализируется на таком транспорте. При этом в зависимости от выбора кастомизации оборудование устанавливается на шасси любого производителя, в том числе на трехосный КАМАЗ. Мы видим растущий спрос на малогабаритную технику и уже готовим новинку на следующий год.
Стоит выделить еще одно востребованное направление — клиентскую поддержку. Мы уделяем ей особое внимание, развиваем сеть сервисных центров по всей территории России, гарантируем качество нашей продукции и готовы обеспечить профессиональное обслуживание техники при ее эксплуатации.
В перспективе отрасль будет переходить на максимальную автоматизацию и внедрение интеллектуальных систем, которые собирают данные и анализируют эффективность работы. Мы готовимся к этому, обеспечиваем разработку, обкатку и внедрение инновационных технологий. Но независимо от любых факторов наша задача всегда остается неизменной — обеспечить простоту и безотказность управления техникой.
Какие новые разработки компания представит в октябре на XII международной выставке «Дорога-2025» в Ставропольском крае?
На выставке мы представим шесть образцов техники: четыре комбинированных дорожных машины на различных шасси и самосвалах (МАЗ, КАМАЗ, ГАЗ), один дорожный пылесос на базе КАМАЗ и заливщик швов и трещин. Все машины входят в перечень Минпромторга, то есть соответствуют критериям российского правительства для поддержки отечественной промышленности.
Среди наших презентуемых разработок — снежные отвалы с пластиковым крылом, новые системы управления, а также уникальное навесное оборудование ПУМ-6Х. Оно может быть использовано в составе любой КДМ, в том числе в зимнее время.
Обозначьте стратегические цели «ТоМеЗ» на ближайшие годы.
Наш приоритет — создавать универсальную технику, адаптированную к региональным условиям эксплуатации. В 2025 году планируем выпустить около 100 КДМ, а в следующем хотим увеличить их количество до 200-300. К 2027 году планируем выйти на 600 единиц КДМ в год, а также занять второе место в России по поставкам дорожных пылесосов на автомобильных шасси.
Мы продолжаем осваивать рынок аэродромной и малогабаритной уборочной техники. Техническая подготовка и обслуживание всех систем аэропортов как гражданской, так и военной авиации — важнейшая часть функционирования воздушных гаваней, и спрос на профессиональные и эффективные машины стабильный. Тосненский механический завод выпускает качественную специализированную технику и оборудование, которые успешно используются аэропортами страны уже несколько десятилетий, и не намерен сдавать позиции.
Планы в этих сегментах будем корректировать в зависимости от результатов опытно-конструкторских разработок и обратной связи от рынка.
Насколько активно предприятие внедряет цифровые технологии?
Мы движемся в сторону полной цифровизации производственных процессов, стараемся сделать их максимально эффективными, прозрачными и управляемыми. Планируем внедрить ERP-систему, объединяющую бухгалтерию, продажи и конструкторско-технологические разработки. Новое оборудование с ЧПУ уже используется повсеместно — это повышает производительность и качество. Мы чувствуем, что работаем не просто на рынок, а на страну. И это — лучшая мотивация.